Владимир Маяковский

Стихи для детей

Кем быть?

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

Нужные работники —
столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
сначала
          мы
             берем бревно
и пилим доски
длинные и плоские.
Эти доски
             вот так
зажимает
            стол-верстак.
От работы
              пила
раскалилась добела.
Из-под пилки
              сыплются опилки.
Рубанок
        в руки —
работа другая:
сучки, закорюки
рубанком стругаем.
Хороши стружки —
желтые игрушки.
А если
       нужен шар нам
круглый очень,
на станке токарном
круглое точим.
Готовим понемножку
то ящик,
         то ножку.
Сделали вот столько
стульев и столиков!

Столяру хорошо,
а инженеру —
                 лучше,
я бы строить дом пошел,
пусть меня научат.

Я
  сначала
           начерчу
дом
    такой,
           какой хочу.
Самое главное,
чтоб было нарисовано
здание
       славное,
живое словно.
Это будет
           перёд,
называется фасад.
Это
    каждый разберет —
это ванна,
            это сад.
План готов,
             и вокруг
сто работ
          на тыщу рук.
Упираются леса
в самые небеса.
Где трудна работка,
там
    визжит лебедка;
подымает балки,
будто палки.
Перетащит кирпичи,
закаленные в печи.
По крыше выложили жесть.
И дом готов,
             и крыша есть.
Хороший дом,
             большущий дом
на все четыре стороны,
и заживут ребята в нем
удобно и просторно.

Инженеру хорошо,
а доктору —
               лучше,
я б детей лечить пошел,
пусть меня научат.

Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
— Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете,
как животик? —
Погляжу
        из очков
кончики язычков.
— Поставьте этот градусник
под мышку, детишки. —
И ставят дети радостно
градусник под мышки.
— Вам бы
              очень хорошо
проглотить порошок
и микстуру
            ложечкой
пить понемножечку.
Вам
    в постельку лечь
                    поспать бы,
вам —
        компрессик на живот,
и тогда
        у вас
             до свадьбы
все, конечно, заживет.

Докторам хорошо,
а рабочим —
               лучше,
я б в рабочие пошел,
пусть меня научат.

Вставай!
         Иди!
              Гудок зовет,
и мы приходим на завод.
Народа — уйма целая,
тысяча двести.
Чего один не сделает —
сделаем вместе.
Можем
       железо
ножницами резать,
краном висящим
тяжести тащим;
молот паровой
гнет и рельсы травой.
Олово плавим,
машинами правим.
Работа всякого
нужна одинаково.
Я гайки делаю,
               а ты
для гайки
          делаешь винты.
И идет
       работа всех
прямо в сборочный цех.
Болты,
       лезьте
в дыры ровные,
части
      вместе
сбей
     огромные.
Там —
       дым,
здесь —
         гром.
Гро-
     мим
весь
     дом.
И вот
      вылазит паровоз,
чтоб вас
         и нас
               и нес
                     и вез.

На заводе хорошо,
а в трамвае —
                 лучше,
я б кондуктором пошел,
пусть меня научат.

Кондукторам
             езда везде.
С большою сумкой кожаной
ему всегда,
             ему весь день
в трамваях ездить можно.
— Большие и дети,
берите билетик,
билеты разные,
бери любые —
зеленые,
         красные
и голубые. —
Ездим рельсами.
Окончилась рельса,
и слезли у леса мы,
садись
       и грейся.

Кондуктору хорошо,
а шоферу —
              лучше,
я б в шоферы пошел,
пусть меня научат.

Фырчит машина скорая,
летит, скользя,
хороший шофер я —
сдержать нельзя.
Только скажите,
вам куда надо —
без рельсы
            жителей
доставлю на дом.
Е-
   дем,
Ду-
     дим:
«С пу-
       ти
уй-
     ди!»

Быть шофером хорошо,
а летчиком —
                лучше,
я бы в летчики пошел,
пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,
завожу пропеллер.
«В небеса, мотор, вези,
чтобы птицы пели».
Бояться не надо
ни дождя,
           ни града.
Облетаю тучку,
тучку-летучку.
Белой чайкой паря,
полетел за моря.
Без разговору
облетаю гору.
«Вези, мотор,
              чтоб нас довез
до звезд
         и до луны,
хотя луна
          и масса звезд
совсем отдалены».

Летчику хорошо,
а матросу —
              лучше,
я б в матросы пошел,
пусть меня научат.

У меня на шапке лента,
на матроске
            якоря.
Я проплавал это лето,
океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете —
морской дорожкой
на реях и по мачте
карабкаюсь кошкой.
Сдавайся, ветер вьюжный,
сдавайся, буря скверная,
открою
        полюс
              Южный,
а Северный —
                наверное.

Книгу переворошив,
намотай себе на ус —
все работы хороши,
выбирай
        на вкус!
1928
Источник:
Маяковский В.В. Сочинения в двух томах. т.1 / Сост. Ал. Михайлова; Вступ. ст. А. Метченко; Прим. А. Ушакова. – М.: Правда, 1987. – 768 с, ил.